System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Мнемотехнологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся / Отдел образования администрации Красноармейского района / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ

 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

1. Структура
2. Положения отдела образования администрации Красноармейского района
Отдел образования
Информационно-методический центр
Хозяйственно-эксплуатационная группа
Центр диагностики и консультирования
3. Районные целевые программы
4. Административные регламенты
5. Сведения об образовательных организациях
6. Сайты образовательных организаций
7. Сайты организаций дополнительного образования детей
8. План работы отдела образования на 2021 год.
9. Дошкольное образование детей
Баннеры
2020 год
2021 год
Вакансии
Дорожная карта
2021 год
Защита прав ребенка
Итоги года РОО
Механизмы управления качеством образования
Механизмы управления качеством образовательной деятельности
Механизмы управления качеством образовательных результатов
Молодежная страничка
Конкурсы
Отчеты
Наградные материалы
Нормативно- правовая база
1. Федеральные документы
2. Региональные документы
3. Муниципальные документы
Оплата труда
Организация питания
Публикации учителей Красноармейского района:
Публикации
Сведения о доходах руководителей муниципальных учреждений Красноармейского района
Школьное питание
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Мнемотехнологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся

Мнемотехнологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся

                                                                                    

                                                                                                         Статья   Фризен М. Ф., учитель физики МБОУ «Пикшикская СОШ»

Мнемотехника - в переводе с греческого – «Искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение обучающимися знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание собственного рассказа, сохранение и воспроизведение поступающей информации, и конечно, развитие предметного языка.

Главное направление обновления образования – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету в соответствии с ФГОС. В предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций, задавал рамку требований, а что именно изучается,  в каком классе – на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа. Учебные программы одной школы порой кардинально отличалась от программы, принятой в другой. Несоответствие наблюдается также   между программами и учебниками, что не связывается с  образовательными стандартами.  Очень важно, чтобы обучающийся научился учиться сам, а учитель осуществлял мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. Главная цель - дать школьникам знания о физической картине мира. Ее формирование на уроках должно сопровождаться осмыслением вопросов: Кто я такой в этом мире? Что представляет собой мир, в котором я живу? На мой взгляд, наиболее оправдан подход, который ставит обучающегося в позицию творческого исследователя физической реальности. Следовательно, в процессе обучения должен найти отражение цикл научного познания: от наблюдений – к выдвижению гипотезы, от гипотезы – к теоретическому обобщению и практическому применению. Обучающийся должен охотно воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.

Речь неразрывно связана с мышлением, и чем более гибкой она становится, тем больше уверенности в развитости коммуникативной компетенции.

Однако в речи учащихся на уроках физики существуют множество проблем:

·          односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение, описывающее физический процесс;

·          бедность речи, недостаточный словарный терминологический запас;

·          употребление простых слов и выражений;

·          бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

·          неспособность построить монолог: например, описательный рассказ на предложенный физический процесс, пересказ текста своими словами;

·          отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

·          отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

·          плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи учащихся - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Развитию речи учащихся способствуют универсальные учебные действия; входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы:

·          задания, в процессе выполнения которых осуществляется выделение
существенного, главного в изучении вопросов темы: “Составьте план...”,
Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части”, “Составьте рассказ о … по плану”,

·          задания, направленные на нахождение черт сходства и различия
понятий, например: “Составьте сравнительную характеристику...”, “Сравните графики...”, “Сравните устройство приборов”; задачи-вопросы: “Что общего, в чём отличие...?”,

·          на установление причинно-следственных связей используются задания типа: “Выберите правильное утверждение”, “Найдите соответствие между…”, “Подчеркните лишнее…”

 Учитывая, что в данное время ребята перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них познавательным, т.е. интересным, занимательным, развивающим.

Для чего нужна мнемотехника обучающимся?  Актуальность мнемотехники для учащихся обусловлена тем, что у ребят среднего звена преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в их поле зрения. Если же учащийся будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для учащихся как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приёмы мнемотехники в результате грамотной работы учителя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи по физике.

ЗАДАЧИ:

·          развивать у учащихся умение с помощью графической аналогии, а также с помощью иллюстраций,  понимать и рассказывать физические процессы по мнемотаблице и коллажу;

·          развивать у учащихся психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;

·          развивать у учащихся умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

·          содействовать решению учащихся изобретательских задач;

·          обучать детей правильному использованию терминологии по предмету, способствующие запоминанию формул, графиков.

 

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждую физическую величину, единицу измерения или формулу придумывается картинка (изображение), т.е. проводится мысленный эксперимент, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки учащийся легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших «мнемо»-физических величин, последовательно переходить к «мнемо»-формулам, и позже – к «мнемо»-таблицам (схема, в которую заложена определённая информация).

Для мнемотехники не требуются художественные способности: любой учащийся в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов по заданной теме.

Для выработки коммуникативных способностей, а именно лаконично формулировать свою мысль, полезно обучающемуся предложить задание “Скажи это одним словом”, в которых часть фразы заменят одним словом.

Например:

1)      движение с постоянной скоростью - равномерное;

2)      величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени - ускорение;

3)      движение с постоянным ускорением - равноускоренное;

4)      работа, совершаемая в единицу времени - мощность и т.д.

В другом варианте задания ставится обратная задача - дать развёрнутое определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.

Важно приучать подростков внимательно относиться к каждой произнесённой ими фразе, особенно несущей физический смысл. Этому может помочь “Юмористический калейдоскоп”, составленный из неправильных высказываний учащихся: “Свет бывает естественным и парализованным”, “Гамма лучи имеют большую проницательность; луч красного цвета самый длинный, а луч фиолетового – самый короткий”.

Проводя анализ этих выражений, дети учатся ответственно относиться к устной речи, критически оценивать свои высказывания, не только с точки зрения физики, но и логики изложения, законов русского языка Овладение искусством риторики немыслимо без привития любви к чтению. Поэтому при изучении физики учащиеся пользуются научно-популярной литературой, произведениями из серии “Жизнь замечательных людей”, книгами Перельмана, Блудова, Китайгородского и других известных авторов. Составляют аннотации, пишут краткие лицензии о прочитанном, выписывают интересные высказывания учёных, важнейшие выводы, т.е. составляют своеобразный дневник развития физико-технических знаний. В научно-популярных журналах “Наука и жизнь”, “Квант”, “Знание – сила” материал изложен доступно и интересно, а поэтому систематическое обращение к ним способствует воспитанию культуры речи учащихся. Огромный воспитательный потенциал имеет написание рефератов и сочинений физике, технике, проблемам в науке, работа над которыми развивает самостоятельность учащихся, приобщает их к использованию научно-популярной и учебной литературы, учит точному и образному изложению мысли.

Изучение физики способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но и красиво и эмоционально. Ведь не зря естественно-математические знания имели большое значение для выработки умения строить речь. Многие литераторы учились специфическим качествам речи математика и физика (таким, как краткость, последовательность, полнота аргументации). Красоту, предельную ясность языка точных наук хорошо понимали величайшие мастера пера: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и д.р. Решение физических и математических задач помогало им постигать логику языка, его точность и выразительность. Л.Н. Толстой преподавал в Яснополянской школе математику, а в своей литературной работе широко использовал физические и математические понятия, с любовью описывал явления природы. Анализ словарного запаса Пушкина показывает, что поэт пользовался научной терминологией и отразил в своих произведениях ряд естественнонаучных проблем. Крылатыми стали Пушкинские фразы: “Опыт - сын ошибок трудных”, “Гений - парадоксов друг”, “Поверил алгеброй гармонию” и д.р. Гениальный наш соотечественник М.В. Ломоносов был и талантливым писателем. Предъявляя строгие требования к языку своих научных работ, он очистил его от обилия иностранных терминов, говорил свободно, легко, доказательно. Труды Галилея по естествознанию совершенны в художественном отношении, а язык Паскаля считался в своё время образцом для французской литературы. Среди учёных физиков немало авторов научно-популярных книг. Трудным искусством популяризатора в совершенстве владели Циолковский, Столетов, Перельман.

Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю... Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик”. При изучении физики есть возможность опираться на поэтические образы.

Таким образом, за мнемотехнологией кроется формирование познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся. Педагогу-физику нужно заботиться о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае применения правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике и научить ребят решать физические задачи.

 

Реализация национального проекта «Образование» в Чувашской Республике
Официальный информационный портал ГИА-9
Красноармейская районная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ
Проект "Успех каждого ребенка"
Кадетский класс в МБОУ "Красноармейская СОШ"
Готов к труду и обороне (ГТО)
Российское движение школьников
Сведения для родителей будущих первоклассников
Детская безопасность
Действия населения при неотложных состояниях
Реквизиты
<Сентябрь 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Rambler's Top100 TopList